Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как наладить доверительные отношения со школьниками?
 
В этом вам поможет эта небольшая памятка. В ней - базовые принципы уважительного и доверительного общения со школьниками. Надеемся, что она поможет вам сплотить вокруг себя детские общности и стать для детей значимыми взрослыми. А к таким взрослым дети больше прислушиваются, их требования и просьбы воспринимаются позитивнее, их поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются в качестве образцов для подражания.
Вот лишь некоторые из таких принципов:
 
1. Находите время, повод и темы для неформальных бесед с вашими учениками: общение со взрослым – важная потребность растущего человека.
 
2. Общаясь, старайтесь не только слушать, но и слышать детей: не переносите акцент в разговоре только на волнующие вас вопросы.
 
3. Чаще улыбайтесь — это вдохновляет ребенка, придаёт ему сил и помогает установить с вами доверительные отношения.
 
4. Используйте «Я высказывания» – они легче воспринимаются детьми. Например, вместо «Ты мешаешь мне вести урок» можно сказать: «Ребята, когда в классе шумно, мне тяжело объяснять новый материал».
 
5. Используйте в общении потенциал юмора: добрая шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой поможет разрядить напряженную обстановку в классе.
 
6. Не морализируйте. Иногда важную нравственную тему лучше затронуть лишь «по касательной», сказать о ней как бы между делом. Часто это даёт даже лучший эффект, чем прямое обращение к ней.
 
7. Избегайте пафосных речей, не учите жить. Вместо этого просто проживайте вместе с детьми все повседневные школьные события, показывая своим примером как нужно жить.
 
8. Чаще акцентируйте ваше внимание на индивидуальных интересах, увлечениях, склонностях того или иного ребенка: детям нравится, когда взрослые это замечают.
 
9. Используйте в работе с детьми знакомые им (а потому более действенные) примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Это поможет вам сократить дистанцию в общении и сделать его эффективным.
 
10. Больше доверяйте детям. Доверие выражается в предоставлении им права принимать самостоятельные решения в тех сферах жизни, в которых они могут нести за них ответственность.
 
11. Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, давая ему возможность совершать пробы и ошибки, необходимые для получения нового жизненного опыта.
 
12. Вы имеете право ограничить самостоятельность ребенка для обеспечения его безопасности. Однако необходимость таких ограничений нужно обязательно обсуждать с детьми и добиваться взаимопонимания.
 
13. Терпеливо разъясняйте детям причины ваших решений и поступков в отношении них. Не лишайте детей права обсудить их. Позиция: «Кто ты такой, чтобы я тут с тобой разговаривал» – неприемлема!
 
14. Сталкиваясь с детской ленью, ложью, агрессией, старайтесь противостоять этому без гнева, даже если ваш гнев – праведный. Ведь хорошо известно, что «дьявол рождается из пены на губах ангела».
 
15. Контроль, критика, наказания в отношении ребенка не должны унижать его достоинства.
 
16. Прежде чем судить о проступках ребенка, постарайтесь сначала просто поговорить с ним и понять их причины. И если уж пришлось давать оценку, оценивайте только поступок, а не личность ребенка.
 
17. В работе с детьми опасно искушение чувством собственной непогрешимости.
 
18. Не бойтесь просить прощения у своих воспитанников: за ошибки или несправедливые наказания. Это не проявление слабости, а признак порядочности. Если мы хотим научить детей просить прощения и прощать, то наш собственный пример – наилучший способ!
 
19. Дети стерпят строгость учителя, но не стерпят равнодушия к себе: они легко его распознают.